МОБУ СОШ № 13
Автор доклада Яценко Е.Ю.- учитель географии (первая квалификационная категория)
Краткое содержание:
Учитель сегодня должен научиться управлять деятельностью как всего коллектива обучающихся, так и каждого отдельного ученика.
Как мы сегодня учим?
Идет объяснение нового материала. Во многом оно зависит от мастерства учителя. Он объясняет – обучающиеся слушают, думают, усваивают. Все работают, но вот начинается закрепление. Учитель ставит вопросы классу. Для ответа вызывает к доске или с места отдельных учеников. Что делают в это время остальные? Предполагается, что они слушают ответы товарищей, чтобы подключиться к исправлению ошибок, дополнить лили уточнить ответ ученика. Слушать надо внимательно всем, а вызывают 1-2-х. Но зачем тогда слушать? – делает вывод ученик. Если вызовет учитель, тогда и начну думать, медленно поднимается с места. Сколько времени теряется при этом на уроке!
Учитель понимая все это переходит к так называемому фронтальному опросу. Но ведь фронтальный – значит одновременный, а при фронтальном опросе фактически идет опрос по очереди, только в быстром темпе. Градом сыпется вопросы на класс, поднимается лес рук. Создается впечатление активной работы обучающихся на уроке. Но всех ли? В каждый момент отвечает один. Многие так и не ответят ни разу. Недостатком такой фронтальной работы является дробный характер, приблизительность учета доли участия в ней каждого ученика, необъективность оценок за случайный удачный или неудачный ответ.
Затрачиваются силы и время на проверку знаний, выполненных обучающимися письменно. А ученик получив тетрадь, только на оценку и смотрит, толь она его и интересует. И опять учитель тратит энергию на то. Чтобы заставить учащихся анализировать и исправлять ошибки. И так изо дня в день – проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление и снова дал задание на дом.
Опережающее объяснение нового, опорные сигналы, технические средства, проблемное обучение. Но постоянной бедой остается безделье учащихся на уроке. Самое главное, что безделье порождает не только лень, но и приучает учащихся делать вид, сто слушают и думают ко лжи.
Урок остается низко эффективным.
Многочисленные измерения, расчеты эффективности, массовое хромометрирование, анализ тенденции совершенствования позволили, обосновать пути перехода к такой системе обучения, которая была бы в состоянии облегчить оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся, охватывала бы продуктивную новаторскую практику, и передовую педагогическую мысль.
АСО – возникла на основе наметившихся за последнее время тенденций совершенствования учебного процесса под влиянием воздействия на формирование творческого мышления учителя новейших психологических теорий.