МОБУ СОШ № 6
Доклад на тему "Традиционные и инновационные педагогические технологии работы с одаренными детьми"
Автор доклада Наконечная Л.П., учитель русского языка и литературы
Краткое содержание:
В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Ведь творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. И одной из задач учителя – филолога является развитие творческих способностей обучающихся. Поэтому большое внимание уделяю работе с одаренными детьми, развитию их интеллектуально – творческого потенциала, умению применять способности на практике.
Работая в данном направлении, ставлю перед собой задачи:
1) изучать индивидуальные особенности одаренного ребенка;
2) совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний;
3) уделять внимание индивидуализации и дифференциации обучения;
4) активно использовать проблемно – исследовательский метод;
5) вести преподавание на высоком уровне сложности;
6) создавать ситуацию успеха.
В работе с одаренными детьми выделяю следующие принципы:
- принцип расширения образовательного пространства;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип развивающего обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
- принцип преемственности.
В обучении одаренных детей применяю четыре основных подхода
к разработке содержания учебных программ:
- ускорение, которое позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития;
- углубление, при котором предполагается более глубокое изучение тем;
- проблематизацию, которая направлена на стимулирование личностного развития обучающихся;
- обогащение, ориентированное на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами и дисциплинами.
Опыт моей работы основан на поощрении и удовлетворении самостоятельной исследовательской активности ученика, которая определяет глубину и широту творческого познания окружающего мира и себя (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего и саморазвивающего обучения).