МОБУ СОШ № 11
Доклад на тему "Традиционные и инновационные педагогические технологии работы с одаренными детьми"
Автор доклада Саляхова Мунзия Митьяновна- учитель истории и обществознания (высшая квалификационная категория)
Краткое содержание:
« В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»
«Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"»
Социальный заказ общества – развивать творческие способности детей, растить таланты, помочь ребенку раскрыть и развивать свои творческие способности, самоутвердиться в жизни, выбрать профессию по душе.
Профессор Барнаульского государственного педагогического университета, ведущий специалист в области детской одаренности Н.И. Ильичева в основе программы Концепция «Творческой одаренности» выделяет основные парадигмы развития одаренности :
- все дети одарены от природы;
- на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Чтобы развить человека, необходимо выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается глав¬ное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается че¬ловеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В концепции Программы развития одаренных детей отмечается, что им необходимо понимание и неко¬торое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
По этому деятельность педагога с одаренными должна выстраиваться с учетом системности развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, в тесном контакте с педагогико-психологической службой школы. Только предварительное изучение факторов психолого-педагогического содействия дает возможность реализации познавательных способностей обучающихся.
В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа, которые были описаны выше по плану: диагностико-прогностический, деятельностный и констатирующий.
Далее я попытаюсь более подробно описать эти три этапа как методы выявления и одновременно формы работы с одаренными детьми.
По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса и выявления особых способностей ребенка к изучению определенной предметной области.
Результаты работы моих учеников прошлого учебного года представлены в таблице № 2.
Таким образом, только системный подход в работе с одаренными детьми дает свои результаты в условиях обычной общеобразовательной школы. Учителям общеобразовательной школы приходится работать над проблемой, чтобы одаренные обучающиеся, с раскрытым потенциалом не уходили, а удовлетворяли свои образовательные потребности и осуществляли рост интеллектуального уровня в родной школе.