Реализация Федеральных государственных требований (ФГТ) в ДОУ
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).
ФГТ являются первым документом, разработанным в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9) и который на Федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная детская деятельность, которой соответствуют определенные формы педагогической работы с детьми.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет нам надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии, поэтому новые стратегические ориентиры в развитии системы образования мы воспринимаем позитивно.
Внедрение ФГТ в организацию образовательного процесса в ДОУ должно проходить последовательно и планомерно.
Так в декабре 2010 года на базе ДОУ № 19 был организован двухдневный модульный курс для заведующих и старших воспитателей «Актуальные проблемы дошкольного образования (в свете изменения действующего законодательства)» Академией повышения квалификации г.Москва, на которых обучились 70 человек.
В дальнейшем, в мае 2011 года, на базе детских садов № 4 и 40 были проведены курсы для воспитателей «Современные подходы к организации образовательного процесса в свете ФГТ» организованные ИРО РБ г. Уфа, на которых обучились 100 воспитателей.
В октябре 2011 года на базе детского сада № 4 прошли курсы «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ», организованные ИРО РБ Бирским УМЦ для 33 слушателей.
На основании приказа МБУ ОО от 19.09.2011года № 581 «О внедрении федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в каждом ДОУ города был издан внутренний приказ. Созданы творческие рабочие группы по разработке образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
Тема внедрения ФГТ в образовательную деятельность ДОУ является основной на четвертом городском Интернет-педсовете, где педагоги в режиме дискуссии получат возможность общаться, задавать интересующие их вопросы и получать ответы по самым актуальным и важным вопросам.
Планомерная и целенаправленная работа по внедрению ФГТ позволит педагогам ДОУ грамотно подойти к организации образовательного процесса с детьми, гибко осуществлять планирование воспитательно-образовательной деятельности и качественно строить свою работу.
Гараева Г.И., специалист МБУ Отдел образования