Автор доклада: Кузнецова Т. Н., учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 3
Краткое содержание:
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников. Это означает, что для их обучения необходимы специальные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического «среднего» ученика.
Можно сформулировать четыре важных принципа организации содержания обучения для одаренных школьников:
1.Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включе-ния для изучения тех или иных тематических разделов.
2.Крупные содержательные единицы , изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.
3.Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.
4. Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.
Все принципы были определены как требования к программам для одаренных детей Всемирным советом по одаренным и талантливым детям и опубликованы в 1982 году в США. Программы для одаренных детей должны:
-предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися;
-обеспечивать самостоятельность в учении, т.е. обучение, руководимое са-мим ребенком;
-развивать методы и навыки исследовательской работы;
-развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
-поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
-поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм;
-способствовать развитию самопознания и самопонимания, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей других людей;
-учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися(1).